Для тех, кто планирует посетить крупнейшую в мире выставку легкой авиации Air Venture в Ошкоше, представится возможность увидеть одну из самых заметных достопримечательностей этого года – редкий самолет второй мировой войны Twin Mustang. Недавно восстановленная модель дебютирует в авиационном мероприятии в Соединенных Штатах Америки после почти десяти лет интенсивных ремонтных и восстановительных работ.
Хотя прототип XP-82 Twin Mustang был одним из самых знаковых самолетов Второй мировой войны, серийные экземпляры эксплуатировались весьма недолгое время между 1946 и 1953 годами. Модель отличалась сдвоенным фюзеляжем, состоящим из двух основных конструкций легендарного P-51 Mustang.
F-82 Twin Mustang был последним истребителем с поршневым двигателем ВВС США и предназначался для сопровождения мощных бомбардировщиков B-29 Superfortress. Однако война окончилась до того, как первые самолеты поднялись в воздух. Немногим более 270 единиц составляли Stratetig Air Command (SAC), которая отвечала за сопровождения дальнего бомбардировщика, в качестве эскорт-самолета, отличавшегося способностью оперировать как днем, так и ночью, а также в сложных климатических условиях. Его боевые способности были применены Корейской войне между 1950 и 1953 годами, где они отметились в конфликте уничтожением первых трех советских самолетов.
С началом эпохи реактивных самолетов F-82 был снят с эксплуатации, при этом большинство образцов были утилизированы. Длительный процесс восстановления XP-82 в Дугласе (штат Джорджия) начался с того, что авиационный техник Том Рейли обнаружил целый планер на одной ферме в Огайо. Впоследствии Рейли начал искать оба двигателя, аналогичных применяемым на данной модели, а также пропеллеры и множество других деталей. Поскольку найденный самолет был одним из прототипов, задача заключалась в том, чтобы в итоге реставрационных работ получился образец, максимально соответствующий оригинальному варианту.
В настоящее время в США осталось всего пять экземпляров, представляющих собой прототипы истребителя. Ожидается, что только что восстановленная модель сохранит летные способности в течение следующих нескольких лет.
Авиационная выставка, организованная EAA, проходит ежегодно в Wittman Regional Airport в Ошкоше и считается крупнейшим ежегодным авиационным мероприятием в мире, где демонстрируется более 10 000 самолетов. Только категория Warbird, которая включает классику Второй мировой войны в летном состоянии, насчитывает более 300 воздушных судов.
Андрей Бочкарев